buenoss: (Default)
[personal profile] buenoss
... разумеется, на сайте "Вместо Путина". Ответа пока нет. Вот моя мотивировка:

ПОЧЕМУ МАЛЬЦЕВ?

Википедия сообщает, что Вячеслав Вячеславович Мальцев родился 7 июня 1964 в Саратове. В.Мальцевроссийский политический и общественный деятель, блогер. Трижды избирался депутатом Саратовской областной думы. В 2016 году кандидат в депутаты Государственной думы Российской Федерации от партии ПАРНАС.

Мальцев — это редчайший случай успешного политика-фрилансера. Он стал новой яркой звездой на российском политическом небосклоне. Считается, что он приобрел всероссийскую известность после праймериз в Парнасе, когда он занял первое место с большим отрывом. На самом деле, не будь такой известности изначально, он и не завоевал бы первое место. Проблема состояла и до сих пор состоит в том, что «ширнармассы», с одной стороны, и элита политической оппозиции, с другой, воспринимают его совершенно по-разному (исключением является Михаил Касьянов, давно сотрудничавший с Мальцевым).

Хотя у Мальцева основательное депутатское прошлое, в последние годы он приобрел немалую популярность фактически вне всякой политической организации, исключительно за счет собственных энтузиазма и работоспособности. Последние 5 лет Мальцев ведет ежедневный (!) видеоблог на злобу дня, аудитория которого опять же ежедневно доходит до полумиллиона поклонников, однако он ухитрился остаться (до пресловутых праймериз) совершенно вне поля зрения элиты оппозиции. Для последней Мальцев стал анфан террибль, упавшим, как снег на голову, наглым самозванцем, лапотником, вторгшимся в приличное общество и приобретшим популярность какими-то коварными средствами.

Секрет в том, что у Мальцева есть трудно определимое свойство «народности», которое до сих пор ярко проявлялось в противоположном лагере - у лидера режима В.Путина. Народность Путина, как известно, выражается в приблатненной стилистике, которая близка немалой, но не лучшей части россиян. Мальцев близок другой части россиян: не претендующей на интеллектуальные изыски, но с пробужденной совестью, задающейся вопросами, на которые Мальцев часто предлагает ответы еще до того, как эти вопросы сформулированы. При этом Мальцев не чужд острого слова и образов, которые находятся на грани с «экстремизмом». В итоге, некоторые российские общественные деятели, даже умнейшие, стали называть Мальцева вторым изданием Жириновского, упуская из виду, что Жириновский — это талантливый имитатор, актер, тогда как Мальцев — это всамделишный кулачный боец публичных дискуссий. Мальцев воспринимается как человек, напрочь лишенный второго дна (в отличие от 99 % российских политиков всех лагерей), это его свойство — один из секретов его народности, которое его сближает с Навальным, которому тоже свойственна народность, несмотря на его интеллектуализм.

Дебаты показали, что Мальцев обладает исключительной психической устойчивостью, в трудных и конфликтных ситуациях он раскован и внутренне свободен и не лезет за словом в карман, чтобы осадить собеседника. Содержание же его выступлений делает его похожим на таран, железное острие которого направлено против режима и его вождя.

Раздражение, которое Мальцев вызывает у элиты оппозиции, находит свою рационализацию обычно в двух обвинениях.

Во-первых, это обвинение в антисемитизме на основании того, что он употребил однажды выражение «еврейская мафия». Это обвинение выглядит, как минимум, странным. Если есть чеченская мафия, итальянская или американская мафия, то почему евреи недостойны иметь свою мафию?

Второе, более серьезное обвинение — это откровенно заявленный Мальцевым «русский национализм», - это выражение вызывает шок и обморок у изысканных деятелей отечественной оппозиции, что отражает, увы, отчаянную неосмысленность этого понятия у российских интеллектуалов. Для огромного числа последних «национализм» - это просто ширма, прикрывающая жестокую реальность погромов - и ничего более, то есть синоним ксенофобии разной степени разогретости.

Однако национализм — это естественный этап в формировании нации, это общественное настроение и движение, отражающее потребность населения осознать свою самость, понять себя, сформировать мифы о себе, чтобы вырасти в нацию. Как подросток начинает отделять себя от родителей, противопоставлять себя им, чтобы развить в себе независимость и индивидуальность, так и у нации национализм - это закономерный «подростковый» этап развития. Мальцевский национализм — это национализм Гарибальди или Минина с Пожарским, которые — страшно сказать — даже были ксенофобами: итальянец ненавидел австрийцев, а русские герои — поляков. Перед националистом стоят задачи консолидации населения в борьбе с противником, в классическом случае — с иностранным государством, а в современном российском варианте — с катастрофическими особенностями собственной государственности.

Национализм Мальцева — это ответ на самые острые вопросы российской современности, причем это ответ, укладывающийся в нормы либеральных и демократических стандартов. Мальцев подчеркивает, что он «национал-демократ», делая отсылку к перспективному движению, оформившемуся лет десять назад, представленное рядом блестящих публицистов, но оставшимся, опять-таки, вне поля зрения оппозиционного мейнстрима. Мальцев разделяет основные ценности демократии, начиная с заявления, что главное свойство власти — ее сменяемость. У Мальцева далеко не всегда есть ответы на множество актуальных вопросов, но у него есть выдающийся политический инстинкт, помогающий находить правильный метод поиска ответов. Например, отвечая на вопрос о его видении будущего устройства армии (призывная или профессиональная), Мальцев изложил свою точку зрения, но подчеркнул, что такие серьезные вопросы должны решаться на референдуме.

Политическое чутье Мальцева имеет на порядок более широкий диапазон, чем чутье большинства деятелей оппозиции. Последние проявляют замечательную чувствительность к потребностям и настроениям «творческого класса», но обычно не интересуются или теряются, когда возникают проблемы у других групп общества. Мальцевский спектр гораздо шире, для него естественной аудиторией являются не столько интеллектуалы, сколько все, у кого совесть начинает задавать неудобные вопросы — более точное определение найти трудно. Именно дар понимать этих людей и находить демократические ответы на их вопросы - основа мальцевской «народности», которая делает его чрезвычайно перспективным политиком.

Следует также иметь в виду, что успешность Мальцева как «политического фрилансера» делает его неудобным в качестве командного игрока, а он сам будет комфортно себя чувствовать на позиции, где он будет максимально самостоятельным.

Игорь Жордан

14.09.2016

Profile

buenoss: (Default)
Igor Jordan

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 5th, 2025 07:36 pm
Powered by Dreamwidth Studios