buenoss: (Demfront)
[personal profile] buenoss

Статья Александра Скобова «На войне как на войне ( мнение)», опубликованная на «Гранях.ру», вызвала мои возражения. Александр — чудный человек и прекрасный публицист, однако ему свойственна левизна, и в этом качестве он совершает классическую подмену понятий.

Один из главных тезисов его статьи: «Если наш мир ответит врагу отказом от собственных прав и свобод и попытками отгородиться от беженцев, исключив их из категории существ, на которые распространяются наши принципы сострадания и гуманности, это будет означать победу нашего врага. Это будет означать принятие его системы ценностей и отказ от нашей».

Подмена понятий состоит в том, что

из желания сохранить свои европейские (христианские) права и свободы, НИКАК не следует, что нельзя «отгораживаться» от беженцев. Здесь нет никакой логической связи: отгораживаться от беженцев вовсе не означает, что отгораживаются от их страданий.

Я работал с беженцами в начале 90-х годов в Швейцарии (тогда основная масса была из Югославии, где сербы резали всех остальных). Среди беженцев были и халявщики, и реальные страдальцы. Пока полицейская процедура ни отделит агнцев от козлищ, каждый из них имеет право на презумпцию страдальца. То есть изначально принимаем, что все — страдальцы. Здесь нет никакого противоречия с ценностями нашей гуманистической цивилизации, как того и требует Александр.

Однако Александр употребляет слово «отгораживаться», типа не хотим видеть их страданий. Посмею назвать это демагогией. Можно видеть страдания беженцев и помогать им, но это не значит, что от них нельзя или не стоит отгораживаться. Начнем с того, что после приема на работу меня сразу обязали сделать ряд прививок от болезней, распространенных в бедных странах, откуда и происходят беженцы, помню про прививку от туберкулеза. Так что уже на уровне служебных инструкций видно, что не просто распростертые объятия навстречу «братьям по общечеловеческому разуму», а все-таки возникают небольшие загородки при встрече с чуждой биомассой, которой — при всем гуманизме — беженцы, в том числе, являются.

Самое главное. Сострадание и помощь беженцу как хомо сапиенс не должно означать самого малейшего принятия ценностей его культуры. Предлагаю провозгласить этот тезис как манифест в пику западноевропейской тенденции лизоблюдства в отношении беженцев.

Очень редко беженцы — люди христианской веры, которая учит личной ответственности и поддерживает индивидуализм. (Среди беженцев я встречал черных христиан из Африки, которые по своим установкам вполне вписались бы в европейскую цивилизацию). Подавляющее большинство — из тех стран и культур, которым, как выразился Александр, присущ «архаический принцип племенной, конфессиональной и т.п. групповой ответственности».

Это не означает, что эти беженцы не могут быть людьми симпатичными и приятными. Однако именно в странах такого типа культур и происходят чаще всего бедствия и войны, от которых некоторой части носителей этих ценностей приходится бежать. Надо предельно ясно осознать, что беженцы убегают от бедствий, но не от ценностей, которые эти бедствия порождают. Согласимся, что в этом их упрекать невозможно, люди не могут убежать от своей системы ценностей. Но это совершенно не значит, что этим ребятам можно позволить насаждать принесенные ими ценности в европейской культуре, что рано или поздно приведет в Европу такую же войну, какая происходит на их родинах (и уже приводит — терактами).

Между прочим, в отличие от многих других культур, европейская система ценностей имеет «метауровень» - готовность подняться над собственными ценностями и уважать чужие, т. е. вступать с ними в диалог: вольтеровское «отдам жизнь за ваше право». Но это не значит, что европейская система должна быть готова принять такие чужие ценности, которые отменят ее собственное право на существование (пример такого «бунта» - случай «Шарли Эбдо»).

Поэтому, вслед за Александром я тоже протестую против идеи «отгораживаться». Только я протестую против страдательного залога этого глагола. Не «отгораживаться», а отгораживать! Поскольку мультикультурализм сработал, насколько понимаю, для всех не-мусульманских культур (русские, армяне, вьетнамцы, тайцы, христиане-африканцы, индусы, прекрасно интегрируются), и лишь для некоторых мусульман, то отгораживать следует представителей культур, агрессивно насаждающих свои ценности в Европе (как и по каким принципам — тема отдельного разговора). Интересно, что в Швейцарии большинство центров беженцев размещается на горнолыжных курортах в пустующих гостиницах и интернатах, коих сохранилось множество высоко в горах: когда-то это были анти-туберкулезные санатории. А с гор так просто не спустишься.

Напоследок еще раз хочу огорчить Александра: враждебную систему ценностей нельзя победить не только бомбардировками, но и наземной операцией, если она существуют сетевым способом, а не базируется в чьей-нибудь столице. Даже если в столице. Можно было взять рейхстаг, но нацизм из сознания был не столько искоренен, сколько умер от старости в оккупации. По слухам, американцы собираются объявить Талибан (!) своим союзником в борьбе с еще более ужасными формами религиозного экстремизма. Война — воздушная и наземная — могут только сдержать распространение заразы. А там будет видно. Потом. Тем и живы.

Игорь Жордан

15.11.2015

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

buenoss: (Default)
Igor Jordan

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 19th, 2017 08:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios